Анонсы событий

Новое на сайте

Быстрый поиск боулинг-центра
Название
город

Управляющий боулинг-центром – ключевая фигура в компании. Собственник и управляющий: союз интересов или конфликт интересов? (29.05.2006)

В чем заключается природа конфликтов между собственником бизнеса и его управляющим в найме? Можно ли предвидеть эти конфликты или позитивно решать их?   Как научиться доверять своему управляющему? Нужно ли его контролировать и как? Как управляющему согласовать интересы бизнеса и собственника? Все эти вопросы активно встают как в головах владельцев бизнеса, так и управляющих боулинг-центрами. Несмотря на огромное количество материалов по данной теме, проводимых конференций и дебатов, попыток диалога между собственниками и управляющими, ответы все-таки неясны и порождают дальнейшие дискуссии. Мы, основываясь как на опыте нашей консультационной практики, так и на опыте собственников бизнеса, находящихся в активном управлении, попытаемся дать ответы на данные вопросы и наметить пути их решения.

В настоящий момент в России боулинг-индустрия - как ее спортивная ветвь,  так и развлекательная - является одним из активно развивающихся сегментов рынка. Данные выводы подтверждены статистикой количества действующих и строящихся боулинг-центров, данная тенденция сохранится и ближайшие несколько лет.  Причем вектор активного развития индустрии уже направлен  в сторону регионов, поскольку там, в крупных промышленных центрах, включая и юг России (Сочи и пр.) имеется явно сформированная заинтересованность в потреблении услуг данной индустрии.

Соответственно все острее и острее на повестку сегодняшнего дня выходит вопрос управления этой индустрией в новых экономических и социальных условиях. Причем если раньше создавались и функционировали боулинг-центры в чистом виде, то теперь  происходит укрупнение бизнеса – создание крупных развлекательных центров с большим количеством боулинг-дорожек, несколькими кинозалами, барами, ресторанами, диско-залами, игровыми детскими комнатами, залами игровых автоматов и т.д. Такую тенденцию диктует современный  потребитель,  занимающий активную жизненную позицию, проводящий большую часть своего времени на работе и желающий в одном месте и в одно время получать полный комплекс  развлекательных услуг, причем услуг высокого качества и уровня сервиса. Для обеспечения эффективного функционирования развлекательных комплексов подобного уровня уже требуется абсолютно профессиональный подход к  управлению, предполагающий знание не только отраслевой специфики бизнеса, но и технологий современного менеджмента.  Пусть не обидятся на нас управленцы индустрии, читающие эту статью, но, как говорится, на реальность не обижаются. На протяжении всех лет становления  боулинг-индустрии  большинство из наемных топ-менеджеров не обладали (да и не могли обладать теми знаниями, которые требуются сейчас), но это вполне удовлетворяло потребностям этапа становления при отсутствии жесткой конкуренции.  Одновременно происходило некое самоформирование и кристаллизация управленцев и специалистов данной «касты».  И много хороших менеджеров выросло из этой среды. Сейчас же сложилась совершенно иная ситуация. Следует сказать, что  для управленских кадров данной отрасли приобретение знаний и навыков в процессе работы уже недопустимо. На этом рынке определились лидеры, которые задают тон и не только в отношении бизнес-технологий индустрии, но и в отношении управленческих решений, в отношении работы персонала, и в первую очередь требований к ее менеджерскому звену – управляющему.
Что же представляет собой фигура управляющего боулинг-центром  в постоянно обостряющихся конкурентных условиях, усилении контроля за бизнесом со стороны государства и возрастающих требований потребителей услуг «индустрии развлечений»?

Сказать, что управляющий сегодня и швец, и жнец и на дуде игрец, значит, не сказать ничего. Управляющий – это топ-менеджер, он должен  обладать определенным набором профессиональных и личностных качеств. Говоря о профессионализме, мы, прежде всего, подразумеваем профессиональное управленческое образование. Управляющему необходимо разбираться в вопросах маркетинга, права, в вопросах бухгалтерского учета и налогообложения, но и этого мало...  Личностные качества занимают доминирующее место в этом списке. Лидерство, креативность, умение быть дипломатом, находящим компромисс и с владельцем бизнеса, и с коллективом, хорошие аналитические способности – вот уже ставший стандартом минимум подходящих требований к современному управленцу.

Как же найти такого менеджера? Или может быть он уже есть на предприятии?

Прежде, чем приступить к поиску управляющего или оценить всех потенциально подходящих работающих менеджеров, владельцу бизнеса, заинтересованному в таком управленце,  необходимо составить профиль компетенций (профессиональных навыков и личностных качеств) для этой должности, которые должны четко соответствовать ключевым компетенциям компании (это те требования компании к своему персоналу, который сможет осуществить реализацию стратегического плана). Данная задача достаточно кропотлива. И очень часто уже на этой стадии возникают ошибки, обходящиеся компании довольно дорого. Поэтому изначально этому нужно уделить особое внимание. Одним из вариантов решения тапкой задачи будет обращение к консультантам, которые совместно! с вами составят профиль профессиональных компетенций будущего управленца.  Для достижения этой цели в консалтинговой практике используются специальные методики, которые позволяют снизить риск возникновения ошибки на данной стадии до минимума. После проведенной работы у Вас будет полная картина объективных  требований к управленцу. Их Вы сможете использовать для правильного формирования вакансии, которая, в свою очередь, будет являться объективным основанием для поиска такого специалиста.

Однако, прежде чем обращаться к внешнему поиску управляющего при работающем бизнесе, следует обратить внимание на свои внутренние ресурсы. Возможно, такой человек уже есть в Вашем боулинг-центре, но вы не уверены, что он сможет справиться с новой для него ответственной должностью. Вот тогда появляется объективная возможность оценить его для данной вакансии, согласно тому профессиональному профилю, который вы уже составили. И может так случиться, что совсем не тот на кого вы делали ставки, соответствует этому профилю. Т.е у Вас появляется объективный инструмент оценки внутреннего трудового потенциала, который при правильной расстановке сможет решать задачи Вашего бизнеса и соответствовать плану развития компании.
Итак, Ваш Управленец в деле. Какие же вопросы и конфликты возникают между собственником и наемным менеджером, и что с ними делать? Для того, чтобы научиться их решать, следует разобраться в природе их возникновения.

 

1. Сиюминутная прибыль или перспективное развитие?

Конфликт заключается в несовпадении интересов менеджера и владельца и  затрагивает вопрос распределения прибыли. Профессиональные амбиции управляющего диктуют ему желание вкладывать полученные доходы в дальнейшее развитие. Желание же собственника зачастую сводится к максимальному и как можно более быстрому получению прибыли от бизнеса.

Пути решения

Пути решения можно найти исходя все-таки из того позитивного факта, что и менеджер и собственник заинтересован в эффективной деятельности боулинг-центра, но при условии, что хотя бы один из участков конфликта обладает достаточной культурой и желанием найти компромисс. К сожалению, многие собственники бизнеса оказываются  просто не готовыми к эффективному управлению своей собственностью – управлению «по-новому», как того требуют современные рыночные условия. Они бояться делегировать свои полномочия наемному менеджеру, не имеют четко поставных целей, стратегического плана развития, не придают значения новым методам управления. В этой ситуации задача управляющего попытаться помочь владельцу бизнеса войти в конструктивный  диалог по разработке стратегии развития бизнеса. Тем самым, участвуя в стратегическом управлении компании совместно с командой менеджеров или даже одним топом, занятых оперативным управлением, собственник реализует свою потребность в повышении капитализации своего бизнеса. Таким образом, снимается главное противоречие: желание сиюминутной выгоды от бизнеса собственника и понимание собственником мотивации менеджера инвестировать прибыль  в развитие боулинга. В связи с этим хотелось бы затронуть еще один аспект. Российский бизнес вообще вышел сегодня на некий качественно новый виток развития. Еще 10 лет назад практически никто из владельцев бизнеса не задумывался над его долгосрочностью. Главная задача стояла выжить и заработать «сегодня». Сейчас ситуация иная. Бизнес хотят передать в наследство, бизнес хотят выгодно продать – все это требует вложений и инвестиций в его развитие и смены приоритетов. Так что здесь уместна  народная мудрость: «Вложи рубль – получишь два».
В заключение этой проблемы хотелось бы добавить следующее: не найдя разумного компромисса в разрешении вопроса, всегда найдется кто-то, кто воспользуется плодами этого конфликта. Нужно ли это вам? Решаете сами.

 

2. Договорился - выполняй

Еще один конфликт, который не является редкостью. Владельцы бизнеса зачастую нарушают те договорные обязательства, которые они же сами установили в своих взаимоотношениях с топ-менеджером. Часто бывает, когда управляющий не получает обещанных полномочий и (или) вознаграждения за реальные действия, которые привели  компанию к новым возможностям, а соответственно и прибыли. Редко бывает, когда управляющий менеджер благодарен своему боссу за справедливое распределение прибыли, которую заработал управляющий для компании. Что же получается? Первое лицо - управленец - демотивирован, и  вместо того, чтобы эффективно заниматься делами начинает решать свои собственные проблемы и удовлетворять несостоявшиеся  обещания, зачастую, если не в ущерб компании, то явно не принося ей никакой пользы. Например, он имитирует бурную деятельность, не решая насущных первоочередных проблем, не говоря уже о развитии.

Пути решения

Выход есть: нужно выполнять те договоренности, на которых основывается ваш союз с управленцем. Учитесь доверять своему чутью, а, следовательно, и выбору, который вы сделали - выбрав именно этого управляющего. Делегирование – основная задача собственника, ведь именно делегирование полномочий вашему управляющему откроет для вас возможность заниматься более значимыми задачами бизнеса. Задачей собственника будет научиться отслеживать мотивацию управляющего, причем изначально его система мотивации должна строиться с учетом перспективы конкретного субъекта как в материальном плане (деньги), так и не материальном.  Система мотивации всегда должна быть стартовой и изменяться в соответствии с возможностями компании, конкретным вкладом управленца и его индивидуальными особенностями. Есть примеры, когда компания мотивирует  достойного менеджера  вплоть до участия его в качестве  партнера по бизнесу.
Например, действующая система оплаты труда для Управляющего боулинг центром «Ромашка» может реализовываться по следующей схеме: базовая часть + переменная часть + премии (бонусы).  При данном раскладе Базовая часть представляет собой неизменную фиксированную часть, гарантируемую собственником при выполнении управляющим прямых функциональных обязанностей в рамках его компетенции, а именно оперативное управление боулинг-центром и достижение утвержденных финансовых планов и т.д.
Переменная часть - это вознаграждение, исчисляемое в процентах от достижения управляющим (а значит, компании) сверхфинансовых результатов с помощью внедрения новых методов работы с потребителем и многое другое.  То есть, по сути данная часть представляет собой вознаграждение за успешное  выполнение стратегического плана развития.
Премии (бонусы) выплачиваются по итогам удачного финансового периода (полугодие, год);  по итогам проведенных разовых и нетипичных акций или мероприятий,  принесших прибыль компании;  количества лет, отработанных в компании и иное. 

 

3. Локальный контроль вместо глобального ….

Проблема заключается в том, что собственник начинает контролировать не бизнес, а управляющего. В этом и заключается основная ошибка. Не видя целостного, собственник опускается до деталей, акцент на которых может давать неверное представление о состоянии дел в бизнесе, т.е. собственник опускается в оперативку, которую делегировал управляющему. В результате собственник может  навязывать свои решения порой неверные управляющему, который гораздо лучше знаком с оперативной деятельностью в компании.

Пути решения

Задача собственника – контролировать весь бизнес, а не только конкретные действия топа. Владелец определяет для себя основу основ своего бизнеса, то есть те его глобальные «куски», от которых зависит  само существование дела и осуществляет контроль именно над ними. Безусловно, функция контроля за управляющим очень важна, но другая, не менее важная задача собственника, - выработать фактор доверия к своему управляющему. При таком подходе, во-первых, собственник участвует в стратегическом управлении, то есть реализует свои (а не наемных менеджеров) задачи и цели, во-вторых, дает возможность эффективно управлять предприятием топ-менеджеру, не вступая с ним в борьбу его компетенций.  В противном случае собственник погрязает во множестве рутинных проблем.
Итак, дабы подытожить наши размышления о роли управляющего в современном боулинг-центре и природе конфликтов собственника боулинга и его управляющего хотелось бы сказать следующее.  Сложнейшая обязанность современного управляющего заключается в крепком союзе с собственником бизнеса, в правильном сочетании и внедрении  рожденных собственником (как и своих собственных) бизнес-идей  с работой по оперативному управлению и развитию своей компанией.  При выполнении этих условий рождается тот самый баланс интересов, т.е. эффективное взаимодействие единой управленческой команды, которая двигает компанию к запланированной цели и позволяет реагировать на быстро меняющуюся ситуацию во внешней и внутренней среде, а при необходимости совместно сможет корректировать и глобальные стратегические планы и сложные оперативные ситуации, без которых не существует ни один бизнес. 
Помочь реализовать эту задачу должен  здравый смысл, огромное желание всех участников процесса управления и новый подход к самому управлению. Удачи вам в вашем непростом деле, и надеемся, что наша позиция к управлению вам близка и понятна.

Мария ГРОСС, управляющий партнер ГК «ЮФК», консультант по управлению
Татьяна АЛЕШИНА, менеджер по развитию бизнеса ГК «ЮФК»
www.uf-k.ru
!!! При перепечатке материалов АКТИВНАЯ ссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА !!! © www.bowling.ru

Назад

Погода
Яндекс.Погода Яндекс.Погода

О проекте | Реклама на сайте | Партнеры | Контакты
© Copyright 2006-2013 Bowling.Ru
Все права защищены.


Дизайн и разработка сайта
студия веб-дизайна IKRA.