Анонсы событий

Новое на сайте

Быстрый поиск боулинг-центра
Название
город

Япона боулинг (25.05.2006)

Удивительно, но факт – страна, в которой только 12% пахотных земель, а вся остальная местность преимущественно гористая. Островное государство, по площади занимающее всего лишь 1/60 бывшего СССР… Так вот в этом государстве – в Японии – в период 1960-1972гг было установлено 120.000 дорожек для боулинга.

События развивались неторопливо. Если можно так сказать -  с 1960 по 1965гг в Стране восходящего солнца было открыто 202 центра (5.413 дорожек). Много это или мало? Мало. Учитывая то, что случилось потом. В грядущие 7 лет в Японии заработало еще 3.495 боулинг-центров  - а это еще плюс 115.608 дорожек. Таким образом, за считанные годы японский рынок боулинга догнал американский. Причем, на протяжении 1965-1972гг ежегодный прирост составлял без малого 500 центров.

Это не были боулинг-центры, к которым мы привыкли – небольшие, уютные, дорожек так на 15 максимум. Нет, в те годы в Японии возводили многоэтажные сооружения с числом дорожек, переваливавшим за сотню. А центры на 60-80 дорог были вообще общим местом. Если до японского боулинг-бума самым крупным боулинг-заведением считался 112-дорожечный центром в Парамусе (Нью-Джерси, США), то в конце 1960-х его потеснил японский World Lanes. Новоявленное токийское чудо, располагавшее 252-мя дорожками на 9 этажах, быстро занесли в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой в мире боулинг.

Оценив ситуацию и растущий спрос, мировые поставщики оборудования - Brunswick и AMF – на всех своих заводах стали производить оборудование для японского рынка. А британское отделение AMF работало исключительно на Японию целых четыре года подряд. Спрос на новые дорожки был настолько велик, что их поставляли по воздуху чартерными рейсами из Америки. Помимо Brunswick и AMF, на японском рынке присутствовали местные производители в лице компаний Odin и Bowl-Mor.

Однако, спрос на боулинг все равно шел впереди предложения. Посещаемость большинства центров оставалась очень высокой – на каждой дорожке отыгрывалось в среднем по 90 геймов ежедневно. Потенциальные инвесторы без колебаний вкладывали средства в новые центры, даже если их строили через дорогу от уже действующих клубов.

Но боулинг-бум в Японии просто не мог продолжаться вечно. И одна из причин этого в том, что, ослепленные растущими доходами,  владельцы центров совсем не позаботились о создании лиг. Лиговый боулинг как таковой в стране отсутствовал, а это в корне противоречило японскому менталитету – коллективистскому, по сути. Предчувствуя, чем все может кончиться, компании Brunswick и AMF направили в Японию делегации из представителей Американского боулинг-конгресса (ABC), Американской ассоциации владельцев боулинг-центров (BPAA) и других уважаемых организаций, дабы те смогли убедить японцев развивать у себя лиговый боулинг. Однако, благая миссия закончилась провалом. Американцы объехали всю страну, прочитали большое количество лекций, но японские хозяева боулинг-клубов так и не поняли, зачем им нужен лиговый бизнес, когда open bowling обеспечивает 70-90 геймов на каждую дорожку в день. 

В общем, лиговый боулинг в Японии не «пошел». И пузырь лопнул: боулинг-центры начали закрываться так же стремительно, как когда-то открываться. Чтобы оценить масштабы происходящего, достаточно сказать, что если в 1972 году в стране работало 121.021 дорожек  в 3.697 центрах, то уже через пару лет их стало почти втрое меньше (49.398 дорожек в 1.322 центрах). Дальше – больше:  в 1976 году в Японии уже было всего 24.218 дорожек и 880 боулинг-центров.

Помимо отсутствия лиг и перенасыщения рынка, другой причиной коллапса рынка боулинга стала опять же особенность японской психологии – японцы обожают все новое и передовое. Будь это хоть караоке, хоть сотовые телефоны. Покуда таким новым веянием оставался боулинг, спрос на него был максимальным. Потом появилось что-то другое, и интересы всей нации устремились туда.

Так, в 1970г компания Nintendo создала новую электронную технологию, и через три года лазерными «стрелялками» была одержима уже вся Япония. Игровые автоматы устанавливались прямо в бывших боулинг-центрах. Что интересно, потребителями новой электронной игры стали те, кто раньше приходил сюда сбивать кегли… Так, компании Nintendo удалось быстро захватить пустующую нишу.

Обрушение японского рынка боулинга породило новую схему бизнеса на ближайшие 5-7 лет. Компании Brunswick и AMF стали выкупать и перепродавать собственное оборудование.  Упор был сделан на машины с большими серийными номерами, поскольку их износ был минимален. Соответственно, практически новое оборудование продавалось по цене «бэушного».

А что же с теми, кто выжил? (А выжили, кстати, те боулинг-центры, в которых изначально проводилась осознанная маркетинговая политика). Оправившись от спада индустрии, они стали думать, как ей помочь. Обратились за помощью к американцам, и снова в Японию потянулись представительные делегации. Но теперь они уже боролись не за лиговый боулинг, а убеждали японских коллег в том, что им нужно объединиться – для того, чтобы вместе продвигать боулинг в массы.

В результате этих усилий родилась организация под названием National Bowling Council of Japan (NBCJ), собравшая вместе производителей и дистрибьюторов оборудования, владельцев боулинг-центров и их клиентов.

Первым шагом NBCJ стала широкомасштабная рекламная кампания боулинга.  Рекламные ролики транслировались на телевидении и в кинотеатрах, перед показом фильма. В качестве рекламной продукции можно было не сомневаться – ее предоставлял японцам известный ТВ-канал NBC. Американские ролики адаптировали под японскую аудиторию, а вскоре в Стране восходящего солнца уже появились и собственные промо-материалы.

Вторым шагом в дело возрождения боулинга стало создание национальной сети квалифицированных инструкторов. Было решено, что такой инструктор должен присутствовать абсолютно в каждом центре, и его задача – давать азы игры новичкам, а также помогать уже искушенным игрокам (читай – удерживать постоянных клиентов). Первых инструкторов готовил Билл Бунетта (Bill Bunetta), чье имя увековечено в Зале славы ABC. Он лично колесил по стране и проводил клиники. Затем ученики Бунетты, используя методику учителя,  подготовили новых инструкторов. Те – передали свои знания дальше. Так идея об опытном тренере в каждый клуб постепенно воплотилась в жизнь.

Вскоре в Японии появился профессиональный боулинг-тур, по аналогии с американским, – отдельно для мужчин и женщин. Любопытно, в женском дивизионе призовой фонд был выше, чем у мужчин. Так было потому, что игра слабого пола имела более высокий телевизионный рейтинг, а это обстоятельство, в свою очередь, привлекало новых спонсоров.

К счастью, в истории про японский боулинг есть хэппи-энд: после всех потрясений японский рынок боулинга занимает второе место в мире после американского. Сегодня в стране функционирует порядка 32000 дорожек в 1100 боулинг-центрах. А сами центры в Японии крупнее, чем в США – в среднем на 10 дорожек.

Также в Японии по-прежнему сосредоточены и центры-гиганты. Например, Nagoya Grand Bowl на 156 дорожек – сегодня он считается самым крупным боулинг-центром в мире. Центр занимает три этажа, по 52 дорожки на каждом. На одном этаже дорожки синтетические, на двух других – с деревянным покрытием. В былые времена в Nagoya Grand Bowl было 260 дорожек, располагавшихся в двух зданиях, но одним из них пришлось пожертвовать в период коллапса.

Другой центр, который постигла подобная участь, - Inazawa Grand Bowl на 116 дорожек. Раньше клуб занимал два уровня и в совокупности обладал 232 дорожками. Но теперь один из этажей переоборудован в супермаркет. Но, тем не менее, Inazawa Grand Bowl остается одним из самых больших центров в мире. Гордостью японской боулинг-индустрии остается и Aoki Bowl на 126 дорожек в Хоккайдо.

Доля лигового боулинга выросла - лиги и турниры занимают порядка 30% времени аренды дорожек. Две трети клиентов японских боулинг-центров – люди моложе 40 лет.

Главный урок, который вынесли владельцы японских боулинг-центров из случившегося кризиса, – это то, что надо продолжать рекламировать и продвигать себя, даже если сегодня бизнес идет хорошо. Те клубы, которые пережили коллапс 1970-х гг и работают до сих пор, - удерживаются на плаву только потому, что по-прежнему инвестируют в свое развитие.

По материалам зарубежной прессы
!!! При перепечатке материалов АКТИВНАЯ ссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА !!! © www.bowling.ru

Назад

Погода
Яндекс.Погода Яндекс.Погода

О проекте | Реклама на сайте | Партнеры | Контакты
© Copyright 2006-2013 Bowling.Ru
Все права защищены.


Дизайн и разработка сайта
студия веб-дизайна IKRA.